Автор/Редактор: gregormichael
Опубликовано: 14.04.2013
На странице: www.fotourizm.ru
Короткая поездка в Hameln в марте 2013
livertovsky@rambler.ru
Skype gregormichael
«Стар и давен город Гамельн,
Словом скромен, делом строг,
Верен в малом, верен в главном:
Гаммельн - славный городок!»
М.Цветаева (Крысолов)
Сначала посмотрите фильм Уолта Диснея
и вы сразу поймёте что про (X)Гамельн уже знаете.
В Нижней Саксонии на берегу реки Везер расположился городок Гамельн
.
Это примерно в 50 км от Ганновера (Hannover)
Сейчас это тихое и безмятежное место, но в далёком прошлом здесь происходили события, в последствии не дававшие покоя нескольким поколениям писателей и художников. Именно Гамельн стал местом рождения одной из средневековых легенд о Крысолове, якобы погубившем множество детей.
Легенда эта была настолько популярна, что её сюжет вдохновил таких мастеров художественного слова, как
Марина Цветаева
(ссылка выше)
Даже великий Гёте
посвятил Гамельнскому Крысолову большую балладу.
В эпоху Средневековья в Саксонии сложилось предание, о том, как Гамельн стал объектом нападения полчищ прожорливых крыс.
Местный магистрат не знал как ему с этим справится.
Жители города паниковали.
Но помощь неожиданно пришла.
Некий флейтист выманил крыс, увел их из города, заворожив волшебной музыкой, и заставил исчезнуть в водах реки Везер.
Город вздохнул с облегчением. Но этим всё не закончилась. Жадные магистры отказались заплатить флейтисту. Флейтист разгневался и уходя из города вновь заиграл на своей волшебной флейте. Однако теперь вслед за ним пошли уже не крысы, а дети неблагодарных горожан.
Больше детей никто никогда не видел.
Это легенда.
Но они, как известно, не рождаются на пустом месте.
Версий о том, что же произошло в тихом немецком городке множество.
В ряде средневековых документов обнаруживаются подтверждения того, что миф о Крысолове, скорее всего, реальное историческое событие. Например городская летопись Гамельна содержит следующую запись: «В 1284 году, в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёстрые покровы флейтист вывел из города сто и тридцать рожденных в Гамельне детей на Коплен, близ Кальварии, где они и пропали». Из этого следует, что дети из города действительно пропали.
Но неужели их увёл за собой некий волшебный Крысолов, играющий на флейте?
Средневековье славится своей приверженностью к мистике и волшебству. Многое, если не всё, средневековые люди объясняли Божьим промыслом или дьявольскими кознями. Все знают про знаменитую «охоту на ведьм», устроенную инквизицией.
Ведьмой или колдуном объявлялся любой, кто обладал каким-либо знанием, казалось, недоступным обычному человеку. Это были и простые гадалки, знахари и даже учёные.
Многие из них сгорели на костре инквизиции, обвинённые в связи с сатаной. Именно средневековый мистицизм и дал жизнь многим легендам, в том числе и о Крысолове.
Средневековая Европа не была той, которую мы знаем сейчас.
Теперь это чистые улицы, ухоженные газоны, красивые фасады домов. Раньше всё было по другому. Европейские города были очень грязными, в них не было даже канализации. Помои и нечистоты текли прямо по городским улицам. В городах стоял отвратительный запах. Не секрет, что средневековая Европа была сильно подвержена эпидемиям чумы. В этом есть большая заслуга крыс, которые и приносили в города заразу. Уж кто-кто, а крысы в условиях жуткой антисанитарии чувствовали себя прекрасно.
Профессия крысолова в то время была сильно востребованной.
Крысоловы ходили по городам и предлагали свои услуги.
Кстати, крыс они выводили достаточно традиционным способом, известным и сейчас — с помощью ядов.
Откуда тогда дудочка и яркие одежды?
Всё очень просто. Зарабатывать на хлеб одной лишь борьбой с крысами — дело неблагодарное.
Работа подворачивалась не всегда. Поэтому, крысоловы подрабатывали уличными музыкантами и кем-то вроде скоморохов.
Дети из города действительно могли пропасть.
Причиной этому могла послужить эпидемия чумы, или любое другое несчастье.
Уже потом массовое вымирание детей могло обрасти таинственными и мифическими подробностями.
Однако, дети в действительности могли уйти из города. И история знает такие примеры.
Многие исследователи полагают, что легенда о Крысолове имеет исторические параллели с известным Крестовым походом детей. Так называют народное движение начала 1212 года, в котором принимало участие множество детей.
В 1212 году после четырёх крестовых походов огромное количество простолюдинов (крестьян, в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались пойти в Иерусалим, чтобы завоевать Гроб Господень. Это войско пересекло всю Германию и Францию, прибыло в Италию, откуда морем намеревалось перебраться в Палестину. Однако их никто не сиал перевозить по морю, и они были вынуждены разойтись.
Большинство исследователей полагают, что это импровизированное войско состояло в основном из детей и подростков.
Вот, возможно и есть то самое событие, которое и дало жизнь легенде о Крысолове. Или же всё было действительно так, как представлено в легенде? Видимо об этом мы узнаем только тогда, когда Крысолов снова посетит какой-нибудь тихий и безмятежный городок.
Взято с замечательного сайта КРЫСЫ
Тут ещё один замечательный рассказ-исследование легенды.
А теперь несколько слов о современном городе и фотопрогулка по нему.
Году то ли в 802-м, то ли в 812-м (за ветхостью дошедшего до наших дней манускрипта точную дату не разобрать) на месте будущего города саксонский граф Бернхард и его супруга Кристина заложили первый камень в фундамент здешней церкви (на кой она им понадобилась в этой глуши – о том история умалчивает). В 826 году граф с графиней скончались, не оставив наследников, а церковь перешла во владение аббатства в Фульде, что километрах в 200 по прямой.
<
img src=http://gregormichael.fotoplenka.users.photofile.ru/photo/gregormichael.fotoplenka/140341914/xlarge/146378696.jpg>
Однако монахов не смутило расстояние, которое всадник на хорошем коне может преодолеть как минимум за два дня, а на лодке и за три не добраться. Ведь недаром говорят, что свято место пусто не бывает. Церковь-то находилась на берегу полноводного Везера, причем в таком его месте, где сам Бог велел навести переправу. Вот и застолбили монахи за собой эти земли.
А в 851 году основали при церкви бенедектинский монастырь, назвав возникшее здесь вскоре поселение на латинский лад – Хамела. К 1054 году оно стало крупным перевалочным пунктом на торговом пути из центральной и южной Германии к Северному морю. А в 1209 году оно уже под именем Гамельн впервые упоминается в перечне городов Германии.
События последующих двух с лишним веков представляют собой сплошную чехарду со сменой власти в Гамельне.
От аббатства в Фульде он перешел к графам Эверштайнским, от них – к епископу Минденскому, который, в свою очередь, уступил его (не добровольно – под нажимом) герцогу Альбрехту I Брауншвайгскому.
Герцог на радостях возвратил городу все его былые привилегии, которыми тот обладал во времена графов Эверштайнских – в частности, право самоуправления.
Что и позволило Гамельну вступить в 1426 году в Ганзейский союз.
За время членства в Ганзе выросло благосостояние города и его жителей, разбогатевших на торговле зерном. Пик расцвета пришелся на XVI век, когда здесь один за другим стали возводить роскошные каменные здания в стиле, получившем название «везерский Ренессанс» (отличительный его признак – многообразие декоративных элементов, украшающих фронтоны фасадов: завитки, колонны, затейливая резьба по камню, необычной формы эркеры и т.п.).
Великолепные образчики этого стиля и сегодня можно видеть в городах на пространстве от Ганн. Мюндена (Hann. Muenden) до Ольденбурга и от Геттингена до Бремена. Но нигде, кроме как в Гамельне, нет такого единства и полноты застройки целого средневекового города!
Краса и гордость Гамельна – исторический центр Альтштадт, с его восхитительными 4-5-этажными (это в шестнадцатом-то веке!) зданиями в стиле везерского Ренессанса.
Это и «Дом Крысолова» с фронтоном, достойным дворца Сан-Суси.
Это и дом богатого зерноторговца Герда Ляйста (Leist-Haus, 1585–1589 г.г.),
Cегодня в этом доме музей
и Дом церковных иерархов (Stiftsherrenhaus, 1558 г.), и
В котором расположено уютное кафе «музейное»
дом бургомистра Тобиаса фон Демптера (Dempter-Haus, 1607 г.),
и десятки других.
Чтобы воочию убедиться в этом, достаточно пройтись по
Osterstrasse
(с давних пор она носит это название в память ушедших за Крысоловом детей, которых он, по легенде, увел именно в восточном направлении).
Отдельная песня – Новый город с его улицами Ostertorwall, Bäckerstrasse и Hermannstrasse, застроенными многоэтажными зданиями и особняками середины XIX века в стиле барокко и Jugendstil.
В ходе Второй мировой войны Гамельн подвергся всего одной бомбардировке, не нанесшей городу серьезного ущерба. Потому все его памятники архитектуры сохранилась до наших дней в первозданном виде (их тщательно реставрировали с 1969 по 1993 год).
Сегодня мало кто помнит, что Гамельн – родина немецкого автопрома.
Но это именно так. В 1907 году фабрикант Ганс Хартман основал здесь «Северогерманский автомобильный завод» (Norddeutschen Automobilwerke, сокр. N.A.W.). И уже в 1908 году из его цехов вышел
первый легковой автомобиль «Colibri». А в 1911-м к нему добавилась
модель «Sperber» («Ястреб-перепелятник»),
с успехом экспортировавшаяся в Австрию, Прибалтику, Скандинавию, Великобританию, Россию, Южную Африку и даже в Новую Зеландию.
Все изменилось с началом Первой мировой войны.
В мире стало не до легковушек. И хотя завод перешел на выпуск грузовиков для нужд кайзеровской армии, объемы производства не шли ни в какое сравнение с довоенными годами. Добил N.A.W. запуск во времена Третьего рейха гигантского автозавода в Вольфсбурге: его «народные автомобили» KdF («Жуки») были в три раза дешевле моделей N.A.W.
И на этом гамельнский автопром приказал долго жить. Сегодня о нем напоминает лишь памятник там, где когда-то стояли заводские цеха.
В наши дни Гамельн – настоящая туристическая Мекка.
В любой день и в любую погоду здесь множество экскурсантов, восхищающихся красотами города. И каждый увозит отсюда не только незабываемые впечатления, но и непременный сувенир, так или иначе связанный с древней легендой (или былью?) о Крысолове.
текст отсюда ( http://beiunsinhamburg.de/2012/%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%8B-%D0%B8-%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B8-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0/ )
Город насчитывает 58 тысяч жителей и таким образом не принадлежит к числу больших городов (Grossstadt в Германии когда 100 тыс жителей.)
Тем не менее ежегодно в городе бывает 3.8 миллиона гостей и город относится к одной из самых привлекательных туристических целей Германии. Мы с вами уже знаем почему. Туризм – основная статья доходов городского бюджета и нужно отдать должное хамельнцам (а именно так, «Хамельн» название звучит по-немецки), которые сделали из города конфетку.
Практически всё восстановлено, свежеотреставрировано, ярко покрашено. Стоянок для автомобилей много, причём в большинства своём они бесплатные. Центр города компактен, достопримечательности вполне достижимы пешком.
Cтолько фахверка в одном месте мне ещё видеть не доволилось. Причём дома жилые, в них расположены магазины, бюро, мастерские, гостиницы, рестораны...
Глfвная достопримечательность города – несомненно Rattenfänger-Figurenspiel am Hochzeitshaus (часы с двигающимися фигурами на свадебном доме)
Ежедневно в 13-05, 15-35 и 17-35 проходит полное представление из нескольких действий
В 9-35 колокола играют песенку крысолова, а в 11-35 песню реки Везер.
Несомненный интерес представляет сам свадебный дом
Hochzeitshaus ( http://www.fotourizm.ru/ ) – самое значимое в Нижней саксонии здание, постороенное в стиле Везерский ренессанс-
Годы строительства 1610-1617
План города со всеми достопримечательностями вы найдете в
информационном пункте
B соборе
Кстати с его башни открывается замечачательный вид
Есть в городе театр, музей, Молодёжная тюрьма
, выставка Хундертвассера, масса всевозможных памятников...
Я уж не стану всё описывать, а то вы и ехать не захотите.
А альбом
тут.
Приятного просмотра и до встречи в Германии